Профессор Хайдт подружит врагов 3 июня 2012 в 14:00 | Общество » Семья » Воспитание Джонатан

30 августа 2012 - Татарстан

Джонатан Хайдт, профессор социопсихологии из Университета Вирджинии, не так давно выпустил книгу с интригующим заголовком — "Праведный разум: почему религия и политика ссорят хороших людей". Хайдт утверждает, что наша интуиция всегда бежит впереди наших рассуждений, поэтому людям часто приходится делать черную и неблагодарную работу, чтобы попытаться понять тех, с кем они в корне не согласны.


В ходе своих исследований профессор обнаружил, что каждый человек от природы обладает набором из шести моральных устоев: это забота, справедливость, лояльность, авторитет, неприкосновенность и свобода. На всякий случай Хайдт расшифровывает их. Забота — это чувствительность к страданиям и нуждам окружающих. Справедливость проявляет себя во взаимном альтруизме и желании наказать правонарушителей. Лояльность нужна при формировании коалиций — тех, кто "с нами", ждет награда, предателей подвергают остракизму. Авторитет — способность распознавать признаки ранга и статуса и соответствующее им поведение. Принцип неприкосновенности изначально распространялся только на то, что вредит человеку (то есть на паразитов и т. д.), позже это понятие стало распространяться и на "святыни" — некоторые объекты находятся на особом положении в обществе и помогают укреплению общинных связей. Ну, а свобода — это чувствительность к покушениям на установление господства и угнетение других.


Либералы, говорит Хайдт, в основном обращают внимание лишь на три пункта из этого списка — заботу, справедливость и свободу. Консерваторы же, особенно социальные, держат в поле зрения все шесть. Так что, заключает профессор, это либералы должны прилагать больше усилия к тому, чтобы понять консерваторов, а не наоборот. Хайдт также считает, что консерваторы всегда будут иметь преимущество на выборах, поскольку они лучше подкованы в том, что касается пресловутой "шестерки".


Новая книга профессора, как он сам рассчитывает, поможет перевести споры о морали, религии и политике в более позитивную плоскость и сделать эти понятия более доступными для всеобщего понимания: "В моей книге много говорится о том, как легко мы втягиваемся в конфликты "команда на команду". И в то же время, команда — это хорошо, она помогает нам делать сообща то, что мы не можем сделать в одиночку. Однако когда межгрупповой конфликт достигает определенного уровня интенсивности, он становится крайне разрушительным. И тогда это превращается в битву на национальном уровне между левыми и правыми. В последние 20 лет это стало хорошо заметно — идет борьба между светским "левым" и религиозным "правым". Я надеюсь не изменить представления людей об истине, а сделать так, чтобы они перестали демонизировать оппонентов".


На гей-браки Хайдт также смотрит сквозь призму морали и психологии: "Когда эта тема впервые появилась в 1990-е годы, она была очень эмоциональной, очень горячей, и такой она остается и по сей день. Я и мои коллеги из YourMorals.org, сайта, где мы собираем массу данных, обнаружили, что самую важную роль в отношении людей к гей-бракам играет чувство отвращения, а не политическая позиция. Поэтому то, что сможет снизить степень отвращения, одновременно сыграет роль и в уменьшении числа ярых противников гей-браков. В истории человечества четко прослеживается тенденция усиления эмоционального приятия, а, следовательно, и политического признания.


Двадцать лет назад большинство людей подспудно испытывали отвращение к гомосексуализму. Либералы при этом относились к гей-союзам более терпимо. "Это в некотором роде противно, но это не значит, что это неправильно", — такова их позиция. Либералы не дают воли своему отвращению, консерваторы же идут у него на поводу. У философа-консерватора Леона Касса даже есть такое выражение — "мудрость отвращения". Таким образом, отвращение у них на первом месте, ауже из этого следуют их рассуждения. Если чувство отвращения ослабевает, то и рассуждения меняются".

Рейтинг: 0 Голосов: 0 560 просмотров

Нет комментариев. Ваш будет первым!